а)При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа на фаре горит слабым накалом. Проверить степень зарядки аккумуляторной батареи. Проверить надежность соединения контактов электропроводов в цепи аккумуляторная батарея — центральный переключатель, а также состояние контактов центрального переключателя , патрон контрольной лампы и клеммы аккумулятора на предмет окисления. Вспомнить : не закручивали ли недавно какие либо длинные винты , саморезы в области генератора, которые могли бы вызвать КЗ.
б)Контрольная лампа горит на всех оборотах двигателя ровным накалом.
В первую очередь проверить работу генератора, для чего клемму «Ш» генератора соединить с «массой» и присоединить лампу к клеммам «Я» и «Ш» на 6 вольт. Если при работающем двигателе( сильно не газовать – лампу сжечь недолго) лампа не горит или горит слабым накалом, то неисправен генератор, и в этом случае необходимо проверить:
1. Легкость перемещения щеток в щеткодержателе. В случае заедания прочистить щеткодержатель.( про щётки разговор особый: если вы их меняли то проверьте авометром\мультиметром их сопротивление должно быть около 1 Ом, сейчас в продаже щётки с повышенным содержанием угля и пониженным графита , их сопротивление 20-30ом –они не пригодны, выбрасывать однозначно. Пробуем от дрели, ваз-классика-предварительно обточить.)
2. Наличие контакта между щеткой и токонесущим проводом —наружный осмотр. При необходимости щетку заменить.
3. Наличие контакта между щетками и коллектором, отсутствие зависания щетки в щеткодержателе на проводе — наружный осмотр, при отсутствии контакта из-за большого износа щетку заменить.( изношенной щётка считается при износе на 1\4 длины т.е. до размера 11 мм.) не забываем, что щётка подключенная к клемме "я" изолирована от массы.
4. Состояние поверхности коллектора — наружный осмотр, в случае загрязнения или замасливания поверхности ламелей коллектор промыть бензином или зачистить стеклянной шкуркой.(настаиваю стеклянной)
5. Проверить исправность катушек возбуждения статора генератора авометром\мультиметром. При отсутствии авометра отсоединить от клемм «М», «Я», «Ш» генератора провода, идущие от пучка, не снимая с клемм «Я» и «Ш» выводных проводов катушек возбуждения. Отсоединить выводной провод катушек возбуждения (дополнительное сопротивление, которое имеется на мотоциклах с реле-регулятором иж-56) от «массы». Затем подсоединить одну клемму аккумуляторной батареи к клемме генератора «Я» или «Ш». Ко второй клемме аккумуляторной батареи последовательно подсоединить любую лампу мотоцикла, а второй контакт лампы— к свободной клемме «Я» или «Ш».
Если лампа не горит, значит, есть обрыв в катушках возбуждения (обычно из-за отсутствия контактов в местах соединения катушек возбуждения). Необходимо проверить места соединений катушек, а при необходимости — припаять.
Если обрыва в обмотках возбуждения нет, т. е. лампа горит, то необходимо дополнительно проверить отсутствие замыкания обмоток возбуждения на «массу». Для этого одну клемму аккумуляторной батареи подсоединить к «массе» генератора, а вторую — через лампу к клемме «Я» или «Ш». Если лампа не горит, то замыканий нет и статор генератора исправен. Если лампа горит, то следует найти место замыкания. Для этого снять статор с двигателя и повторно проверить отсутствие замыкания на «массу» катушек статора указанным выше способом. Если замыкание после снятия статора устраняется, значит, оно вызывалось контактом винтов крепления генератора с катушкой возбуждения из-за нарушения изоляции или контактом винтов с проводами катушек возбуждения в местах соединений. Если при снятом статоре лампа горит, то замыкание катушки возбуждения вызывается контактом с полюсом. Для определения места повреждения, поочередно разъединяя между собой катушки возбуждения, каждую проверить на отсутствие замыкания с «массой» указанным выше способом. Поврежденную катушку снять, отвернув винты крепления полюса, и на место повреждения наложить изоляцию, катушку с полюсом надежно закрепить на статоре.
Следует иметь в виду, что при недостаточной затяжке винтов крепления полюса возможно задевание его о якорь. Если статор исправен, а генератор не работает, то неисправен якорь. Якорь необходимо заменить перемотать сложно.
В) Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом на всех оборотах двигателя( то есть проверка по пункту б) показала что лампа горит –генератор возбуждается). Проверить работу реле-регулятора. Вначале при работающем двигателе проверить, происходит ли замыкание контактов реле обратного тока. Если замыкание контактов есть, т. е. якорь подтягивается, то необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание и лезвием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока. Недопустима зачистка серебряных контактов реле наждачной или стеклянной шкуркой, так как в этом случае абразив врезается в металл и нарушает электрический контакт.
Если контакты реле не замыкаются, а якорь притягивается, то следует проверить регулировку зазоров и момента срабатываний. В том случае, когда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются, проверить регулировку регулятора, так как при пониженном напряжении реле обратного тока может не срабатывать.
Г)Контрольная лампа гаснет только на больших оборотах двигателя.
Причина — в пониженном напряжении, поддерживаемом реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения.
Д)При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают—из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения.
Е)Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом. Неправильно подсоединена аккумуляторная батарея (обратнаяполярность присоединения клемм аккумуляторной батареи) пли переполюсован генератор.
Проверить и при необходимости правильно подсоединить аккумуляторную батарею в цепь электрооборудования .Если аккумуляторная батарея включена в цепь электрооборудования правильно, то переполюсован генератор. Для переполюсовки генератора необходимо вскрыть реле-регулятор и при включенном зажигании, но неработающем двигателе кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока.
Если не удастся приобрести генератор – можно перемотать ( но лучше тогда задуматься об установке оборудования 12 вольт)
Обмотка якоря
ПЭЛБО или ПЭВ-2-0,8 мм
Количество витков в секции 9
Количество витков в пазу 18
Шаг витка по пазу с 1 на 6
Шаг витка по коллектору ...с 1 на 11
Число пазов в пакете якоря ... 31
Обмотка возбуждения
ПЭЛ-0.9 ММ
Количество витков в катушке . . 126
Количество катушек 6
Обмотка сопротивления
ПЭВММ-0,5 мм
Сопротивление 6—7 ом
Длина провода 2700—3000 мм
Число рядов 2
Число витков в каждом ряду 8—9
обмотка сопротивления нужна только в том случаее, если у вас рр-иж-56, при рр-1 она не требуется
Желаю удачи!
при написании использовались материалы книги "Советы водителю мотоцикла ИЖ"