Коробку передач можно частично разобрать, не снимая силовой агрегат с мотоцикла. Как правило, этого достаточно для того, чтобы определить основные причины неисправностей и устранить их. Однако полностью разбирать коробку передач удобнее, сняв силовой агрегат. Поскольку при разборке двигателя «автоматически» происходит полная разборка коробки передач, описание этой операции помещено в главу «Двигатель».
Частичная разборка
Разборка для наглядности показана на снятом силовом агрегате.
1. Установив мотоцикл на центральную подставку, сливаем из коробки передач масло и снимаем правую крышку картера (см. с. 80).
Внимание!
При ремонте в пути масло можно не сливать, но в этом случае мотоцикл следует положить на левый бок.
2. Снимаем рычаги кик-стартера и переключения передач (см. с. 70).
3. Отсоединяем резиновые чехлы цепи от крышки коробки передач, размыкаем цепь (см. с. 89).
4. Вынимаем шток сцепления (см. выше).
5. Большой отверткой или зубилом разгибаем контровочную шайбу гайки звездочки (см. выше).
6. Располагаем цепь так, чтобы ее «хвост» вошел в зазор между звездочкой и стенкой картера, заклинив звездочку.
7. Ключом на 36 мм слегка, как было описано выше, ослабляем затяжку гайки звездочки, вращая ее по часовой стрелке (резьба - левая!).
8. Отверткой отворачиваем семь винтов крепления крышки коробки передач к картеру. Под головками двух из них (нижних) установлены алюминиевые уп-лотнительные шайбы, не потеряйте их.
Внимание!
Болты имеют различную длину, поэтому запишите их расположение.
9. Устанавливаем универсальный съемник на звездочку вторичного вала и аккуратно «напрягаем» его.
10. Через образовавшуюся между крышкой и картером щель удерживаем отверткой зубчатый сектор пускового устройства. Иначе сектор увлекается вслед за крышкой и она, перекашиваясь при затяжке съемника, может треснуть. Сектор находится в задней части коробки передач.
Внимание!
Не «помогайте» съемнику, расклинивая зазор отверткой или подобным инструментом. Так будет повреждена прокладка крышки и, самое главное, образуются вмятины на стыке крышки и картера, что приведет к утечке масла.
11. Медленно вращая винт съемника, снимаем крышку коробки передач вместе с подшипником промежуточного вала, и вторичным валом. Для облегчения снятия можно слегка покачивать крышку и постукивать киянкой (не молотком!) по картеру. Постарайтесь не порвать прокладку крышки.
12. Снимаем с оси храпового механизма сектор переключения передач.
13. Вынимаем вал переключения передач вместе с храповым механизмом.
14. Приподняв копирный вал, выводим из его паза цапфу вилки переключения II и IV передач. Снимаем вилку со штока, а с первичного вала шестерню II и IV передач и шайбу (снимаемые детали показаны стрелками).
15. Вынимаем промежуточный вал.
16. Шлицевой отверткой отводим рычаг фиксатора передач от копирного вала. Для наглядности рычаг показан на разобранной коробке.
17. Вынимаем копирный вал.
18. Снимаем с копирного вала регулировочные шайбы. Запомните их количество и расположение!
19. Снимаем вилки включения I и III передач со штоков (скалок) и вынимаем шестерни I и III передач. Вилки не взаимозаменяемы, поэтому запомните их расположение на штоках.
20. Снимаем шестерню первой передачи. Обратите внимание на то, что «чашкой» она установлена к стенке картера.
21. Двумя отвертками слегка разжимаем и выводим из проточки первичного вала разрезное стопорное кольцо шестерни.
22. Снимаем с первичного вала стопорное кольцо, упорную шайбу и шестерню.
23. Рукой отворачиваем гайку звездочки и снимаем ее.
24. Вынимаем вторичный вал из крышки, стараясь не потерять ролики подшипника (подшипник — бессепараторный).
25. При сильном износе или повреждении шарикового подшипника промежуточного вала, выпрессовываем и его из крышки. Посадка подшипника не тугая и, как правило, он легко выходит из своего гнезда.
26. Ножом аккуратно отделяем прокладку крышки (она может прилипнуть и к крышке, и к картеру).
27. Промываем в керосине и осматриваем все извлеченные детали. Изношенные подшипники, шестерни с задирами и выкрашиваниями на зубьях и кулачках муфт заменяем. Как правило, приходится заменить и сальник вторичного вала. Сильно изношенные (люфт на валу) бронзовые втулки вторичного вала, при отсутствии новых, можно выточить из любой твердой бронзы, например, марки БрАЖМцЮ-3-1,5 по приведенному чертежу.
Сборка
1. Тщательно очищаем ветошью, смоченной керосином, дно картера коробки передач (там могут остаться крупные частицы металла).
2. Ролики подшипника вторичного вала «приклеиваем» к внутреннему кольцу, обильно покрыв их пластичной смазкой. Подшипники и валы, в том числе пазы копирного вала смазываем моторным маслом.
3. Дальнейшую сборку коробки передач проводим в обратной последовательности. Поврежденную прокладку рекомендуется заменить. Предварительно собираем коробку, не покрывая прокладку герметиком. При этом совмещаем метки на копирном валу со стороны шестерни и секторе переключения передач.
4. Проверяем работу коробки передач на четкость и правильность переключения. Валы при этом должны вращаться относительно легко, без заеданий и щелчков.
5. Снова сняв крышку, наносим на прокладку с обеих сторон тонкий слой герметика. Стыки крышки и картера обезжириваем ацетоном или растворителем. Так же обезжириваем все винты крепления крышки, наносим гер-метик на тыльную часть головок винтов.
Внимание!
Нельзя устанавливать крышку коробки передач без прокладки на одном герметике, та как при этом нарушаются осевые зазоры, и валы может заклинить.
6. Окончательно собираем коробку передач (винты крепления крышки затягиваем последовательно, крест-накрест).
7. Заливаем в картер коробки передач масло, если оно сливалось. Проверяем коробку передач на отсутствие утечек.
Отредактировано Руслан (2010-11-06 16:43:08)