Из криминального прошлого. Известен случай, когда преступники ограбили кассу передового леспромхоза и скрылись на мотоцикле системы "Восход" - об этом свидетельствовал рисунок протектора на дороге. Сыщики сбились со следа, как ищейки, нанюхавшиеся табаку, - в поселке было несколько десятков «Восходов", и все они были обуты в одинаковые покрышки. А дело в том, что долгие годы на бескрайних дорогах Советского Союза можно было встретить только четыре разных отпечатка мотоциклетного протектора - ничего другого в стране не производили и не импортировали, Так всеобщая безликость и узкономенклатурность совкового шинопроизводства помогли уголовному элементу умыкнуть большую сумму трудовых рублей.
Трудно сказать, увеличит или нет раскрываемость подобных дел нынешнее увеличение ассортимента покрышек, но потребитель только выиграет. Возможность выбора - великая вещь. Но надо еще и точно знать, что каждому мотоциклисту нужно.
Мы вам поможем разобраться в этом на примере продукции санкт-петербургской "Петрошины". Пусть объем производства предприятия уступает другим шинным гигантам, но гамма предлагаемых моделей, особенно для кросса и бездорожья, здесь самая обширная в России: в ней более тридцати наименований. Кроме того, шины могут сварить в различном исполнении по жесткости:
нормальном, жестком и мягком. Это дает возможность выбора оптимального сочетания размера шины, рисунка протектора и его жесткости для любого типа грунта или дорожного покрытия.
Начнем знакомство с шин самых маленьких размеров.
1. Л-295 (2.00-19", $12). Одна из последних новинок, разработана для мопедов с большими колесами. Очень легкая и эластичная.
2. Л-264 (2,50-16", $12). Шина с дорожным рисунком протектора для мопедов с 16-дюймовыми колесами.
3. Л-263 (2,75-16", $12). Тоже для мопедов, но внедорожных.
4. Л-133 (3.25-16", $20). Эта "обувка" для "Восходов" и «Сов» с рисунком протектора универсального характера, впрочем, изрядно устаревшим.
5. Л-240 (3,25-16", $20). Шина двойного назначения для "Восходов" и "Сов". Имеет развитый протектор, низкий профиль и меньшую массу, чем у Л-133.
6, 7. Л-251, Л-291 (3,00-18. $15). Для легких мотоциклов "Минск". У первой высокий профиль, у второй - низкий. "291-я" легче, и мотоцикл с этой «резиной" будет более динамичным.
8. Л-231 (3.25-18'}, Л-223 (3,75-18", обе $23). Мечта владельцев легких и средних мотоциклов. У нее скорее дорожный, нежели кроссовый характер. Прибавляет мотоциклу проходимости, удовлетворительно держит повороты на твердом грунте и асфальте.
9. К-102 (3,50-18". $20). Самая распространенная модель для "ИЖей" и тяжелых одиночек. В представлении не нуждается,
10. Л-243 (4,00-18", $19). Дорожная шина для заднего колеса. Глубокий протектор и множество канавок для отвода воды говорят о ее универсальности. Довольно плоская беговая дорожка обеспечивает неплохие тягово-тормозные качества при прямолинейном движении.
11. Л-259 (4,00-18". $19). У нее меньший ресурс, чем у Л-243, из-за меньшей высоты протектора. Но в этом же и ее преимущество - лучше держит повороты.
12. Л-242 (3,50-18", $19), Шина переднего колеса для езды по шоссе. Глубокие продольные канавки хорошо отводят воду. Покрышка мало шумит при качении по асфальту.
13. И-40 (3.75-19"). Более сорока лет эта шина несет вахту на "Уралах" и "Днепрах". Со своим дремучим видом она под стать архаичным формам наших оппозитов.
14. Л-131 (3,25-19", $23). Также недавно отпраздновала свое сорокалетие. Созданная для мотобольных
мотоциклов она обрела свое признание в зимнем мотокроссе. Обладает прекрасными сцепными свойствами на скользких покрытиях. Считается лучшей нешипованной шиной переднего колеса для зимнего кросса,
15. Л-230А (3,75-18), Л-96 (3,75-19"), Л-248 (4,25-18", $23-25). Характерная черта этих шин с одинаковым рисунком протектора - круглые шашки по бокам. Обладает относительно высокой проходимостью. Рекомендуется только для ведущих колес мотоциклов с колясками.
16. Л-249 (4,25-18", $24). Специально разработана по заказу ленинградских гонщиков во главе с трехкратным чемпионом мира по мотокроссу Геннадием Моисеевым. По результатам тренировок спортсмены самостоятельно доработали форму, увеличили высоту протектора на 4 мм. Считается одной из лучших отечественных кроссовых шин. Особенно хороша в твердом исполнении. Л-329 (4,25-19") отличается от Л-249 лишь посадочным размером,
17. Л-290 (5,00-17") вновь изготовляется благодаря появлению импортных эндуро с семнадцатидюймовыми задними колесами. Первоначально ее создали для кроссового "Восхода-250 СКУ-6" в 1984 году. Мотоцикл не стал популярным, и изготовление покрышки прекратили.
18. Л-275 (5.00-18", $35). Знаменитая "пятерка". Эта огромная шина не соответствует международным техническим требованиям и не может применяться в соревнованиях из-за большой высоты шашек протектора. Зато позволяет насладиться сверхпроходимостью мотоцикла - хватило бы мощности двигателя. Во всей полноте "пятерка" раскрывает свои возможности зимой, особенно если она "в мягком" исполнении.
19. Л-266 (3.00-21", $23), Шина переднего колеса для кросса. Лучше всего подходит для эндуро. Имеет среднюю ходимость, удовлетворительное поведение вне дорог. Допускает повороты на асфальте с уме-реным наклоном мотоцикла.
20. Л-314 (3,00-21 ".$23). Настоящая кроссовая шина. Особенно хороша в жестком исполнении. Прекрасная проходимость по любому бездорожью. Предельный пробег невысок,
Цены указаны на комплект "покрышка + камера".
В обзоре не представлены шины, не пригодные для эксплуатации на догах общего пользования.
Возникает резонный вопрос: каково место российской продукции в мировой шинной табели о рангах. Скажем так: питерский завод - наиболее яркий представитель отечественных шинных предприятий, в номенклатуре которого широкая гамма покрышек для мототехники. Его продукция, как ни печально, далеко не самая лучшая в сравнении с той, что выпускается в других странах мира. Неоспоримое же преимущество продукции предприятия в том, что, как уже упоминалось, кроссовая резина в мягком исполнении незаменима для зимней езды. Альтернативы ей пожалуй нет.
Что не устраивает в отечественной резине?
Главный ее недостаток - больший в сравнении с импортными вес. Тяжелая неподрессоренная масса негативно влияет на работу подвесок, что в мотокроссе играет решающую роль в отношении управляемости и безопасности. Амортизаторы, в свою очередь. быстрее изнашиваются. Поэтому основная сфера применения наших шин - любительские эндуро-кроссовые покатушки: здесь и скорости не те, что в спортивных гонках, и прыжков особенно трудных нет. Отдельный разговор о шинах Л-290 и Л-249, Огромные по высоте профиля с глубоким протектором они особенно тяжелы и в подвесках импортных эндуро что называется, вредят при динамичном движении по перес еченной местности. Если пренебрежете этим предупреждением, то вскоре придется ремонтировать амортизаторы.
МОТО 11/98